Sofia Agacher (sofia_agacher) wrote,
Sofia Agacher
sofia_agacher

КАРТИНКА 3. КРАСНЫЕ ПЛОЩАДИ

                                 

Красная площадь г. Москва                  Красная площадь г. Ветка

Небольшой городок Ветка расположился в двадцати километрах от Гомеля на высоком берегу реки Сож. Был он весь, как нарядный румяный ребёнок, одет в разноцветное кружево деревянных наличников, ворот с изображениями оленей, медведей, райских птиц, с яркими петухами на коньках крыш и столбах заборов.    Капли, только что прошедшего дождя, умыли город и радугами ещё больше расцветили его старинные и не очень, деревянные, резные дома с окнами, обрамлёнными веками-наличниками, крышами с башенками-кокошниками и воротами-улыбками. То ли практически отсутствие на улицах многоквартирных домов из железобетона, то ли густой, напоенный ароматами цветущих садов и сирени воздух, то ли свет маленьких радужных солнц, но создавалось стойкое ощущение присутствия в иной реальности. Как будто с картинки семнадцатого века сошел кусочек Французского квартала Нового Орлеана или купеческого московского пасада.

[Spoiler (click to open)]

Машина остановилась,таксист повернулся ко мне и сказал:

-   Всё, хозяйка, приехали, вот музей, где хранятся старые рушники и прочая рухлядь. Выходи на Красную площадь. Когда закончишь байки слушать, позвони, я тебя обратно в Гомель отвезу.


Я вышла из такси, подняла глаза и на старом трехэтажном купеческом доме с тяжелыми бревенчатыми воротами прочла: “ Красная площадь, 5”. Ильич здесь тоже присутствовал, правда, не в Мавзолее, а в виде памятника. Здесь располагался Ветковский музей народного творчества.


Войдя в вестибюль музея я увидела широкой кости среднего роста пожилого мужчину с окладистой седой бородой и копной непокорных  стального цвета волос:

-   Здравствуйте, что привело вас в наш музей? Желаете послушать  экскурсию? - обратилась он ко мне.

-   Да, очень хочу узнать по-больше о коллекции старинных рушников,- несколько растерянно ответила я.

-  А что вас так удивило? Сейчас подойдёт директор музея, зовут её Галина Григорьевна, и она с удовольствием покажет вам экспонаты наших экспозиций,- распевно продолжил он со мною беседу.- А меня зовут Игнатий Лукич, я - краевед, как сейчас принято называться, и жду учеников местной школы для урока по истории края.

-   Знаете, это, наверное, несколько странно прозвучит, но я никак не могу отделаться от ощущения того, что попала в старую посадскую Москву. И дело здесь не только, в Красной площади, а в самом духе что ли, - сбивчиво и не очень уверенно начала объяснять я.

-   А вы не стесняйтесь своих ощущений, учитесь доверять себе и верить традиции,- спокойно, как встревоженному ребёнку, начал привычно объяснять мне Игнатий Лукич. - Наш маленький городок Ветка - это действительна ветка той старой патриархальной Москвы, существовавшей ещё до великого раскола. Реформа патриарха Никона заставила православную Русь не только читать церковные книги по греческому образцу и креститься тремя перстами, но и расколола народ, культуру, государственность и духовность земли русской, на тех, кто принял чуждую культуру правящей элиты и тех, кто ушел в глухие места, тайные монастыри, скиты и молельные дома, сохранив традицию духовной старославянской культуры и государственности. В 1685 году двенадцать богатейших староверческих родов Руси основали на острове Ветка, что на реке Сож, на землях Мозырского воеводства Речи Посполитой город, который и стал центром всего русского старообрядчества. По приданию беглецы плыли по реке и пустили на воду ветку со старинной иконой, где икона пристала к берегу, там град основали и построили Покровский монастырь, в котором было до 1200 иноков и насельников. При монастыре были основаны мастерские по переписыванию книг, иконописи, изготовлению окладов из кованных металлов, резного дерева  и речного жемчуга. Да, да в Соже вплоть до двадцатого века добывали речной жемчуг. Люди здесь жили общиной без помещиков и чиновников, работящие, мастеровые и торговые. Корабли строили на своей верфи и ходили на берлинах с товаром до Босфора. Снабжали все поселения раскольнического толка от дунайских гирл до кубанских плавней и тверских предгорий, от белорусских и прибалтийских лесов до Поморья, Яика и сибирских дебрей книгами, иконами, окладами, поддерживали деньгами и обучали детей старославянскому богослужению. Можете себе представить, что в тридцатых годах восемнадцатого века в Ветке вместе с посадами проживало около 40 тысяч человек, что для сравнения было равно почти трети населения Москвы. Смуту сеяла Ветка, сюда бежали казаки, большинство из которых придерживались старой веры, крестьяне-староверы, купцы, уставшие от поборов царских наместников. Два раза казаки по царскому приказу сжигали и грабили город. Во второй, так называемой “царской выгонке” принимал участие и Емельян Иванович Пугачев, тогда то, по преданию, он и познакомился с общинной жизнью раскольников.



Емельян Иванович Пугачев

-  А какое отношение к раскольникам и к Ветке имеет Пугачёв? Ведь восстание началось среди казачества Яика, на Урале? - несколько раздраженно спросила я старика. - Да, и вероисповедания он был православного?


-  Видите ли, в учебниках советской истории об этом было не принято писать. Ведь из-за преследований властей большинство раскольничьих скитов и молельных домов жило тайно, зачастую – в подземельях, катакомбах и пещерах. Фактически, у людей старой веры тогда функционировала обширная подпольная сеть, раскинувшаяся по всей России веткой, и нити от неё сходились в уже в городе под названием Ветка. Будучи удачливыми купцами и ремесленниками, в том числе и благодаря своей сплоченности, староверы из Ветки активно снабжали деньгами общины единоверцев и по ту сторону границы Российской Империи.


Какие были толки в те времена среди раскольников? Вероятно, о гонениях “ истинной древнеславянской веры” в “ антихристовом государстве”, где правит “ баба-немка на троне”, величая себя императрицей на манер гонителей христиан римских тиранов. Но самое главное о том, что крестьяне полностью потеряли свою свободу и стали рабами, а остальной народ “ не дворянского чина” обложили грабительской подушной податью и рекрутчиной. Деньги же идут на строительство увеселительных дворцов в новой столице на болоте, где даже стены отделаны золотом и драгоценными камнями, а из десяти казацких и крестьянских детей выживают лишь двое-трое. И даже бороды уже стали облагать особым налогом, заставляя их брить, носить иноземные парики и обтягивающие срамные места рейтузы.


А еще старообрядцы поговаривали о том, что на Яике может начаться “великая смута” и что местные казаки, доведенные до отчаяния притеснениями начальства, восстали и убили генерала. Вот тут-то приезд летом 1772 года в Стародубский монастырь сильного, бывалого на войне казака, не раз сидящего в остроге, с духом и харизмою народного вожака, и могло показаться ветковским старцам перстом Божьим. И замыслили они тогда, как освободить от крепостничества и немецкого засилья православный народ, да дать землю и казачью волю всей России, для чего было решено прибегнуть ко лжи великой – выдать Емельку Пугачева за царя Петра III, Божьим промыслом, якобы спасшегося от душегубов, подосланных подлой женой его, нынешней императрицей Катериной… И снабдить Емельяна Ивановича документами, деньгами и отправить его к отцу Филарету, старообрядческому игумену в Мечетной слободе на реке Иргиз, послав слух великий по всем скитам и монастырям старой веры, что под именем Емельяна Пугачева на Русь вернулся законный царь Пётр III, и всем единоверцам надобно служить ему верой и правдой. Семейные предания моих земляков гласят о том, что под древними иконами Стародубского монастыря один из самых уважаемый людей в мире истинной веры старец Василий венчал беглого донского казака Емельяна Ивановича Пугачева на царство Российское под именем Петра Фёдоровича. Здесь же в Ветке старцы передали Пугачёву одно из четырех знамен голштинской гвардии Петра III, которым по прибытии на Яик спасённый царь «Петр Федорович» и смог убедить маловерных казаков в своем чудесном воскрешении. Конечно, мы не знаем, как доподлинно складывался и осуществлялся этот план. Однако, известно, что на Добрянский форпост на российско-польской границе 12 августа 1772 года Емельян Пугачев прибыл из Ветки с уже вполне твердым намерением выдать себя за царя Петра III. Здесь беглый казак записался Емельяном – сыном Ивана Пугачева, указав себя уроженцем Речи Посполитой. Около шести недель он пробыл в карантине, после чего комендант Мельников выдал ему паспорт.


Всё остальное хорошо известно из учебников истории – прибыв на охваченный волнениями Яик(Урал), Емельян Пугачев организовал самое грандиозное в России казачье-крестьянское восстание, известное под названием Крестьянской войны. И шёл «Петр III» по Руси, не только обещая дать людям землю и волю, изгнав упырей -помещиков, но и благословлял народ «старым крестом и бородою» согласно древней славянской традиции. Так что начал свой путь Емельян Иванович в качестве «Петр III» именно вблизи Красной площади Ветки, и закончил его рядом с Красной площадью Москвы на Болоте. Могилы его нет, и почитают его многие староверы до сих пор за Пророка. Вот такая история этого края.


-   Как интересно, а главное многое становится понятным, - произнесла я, пораженная услышанным.


-  Что, например? - оживился и обрадовался одновременно нашему завязавшемуся диалогу Игнатий Лукич.


-   Мне было всегда не понятно, как смог организовать такое грандиозное восстание неграмотный, беглый казак, пусть даже обладавший недюжинными способностями вождя? Почему ему поверили люди? Кто снабжал его деньгами, информацией, советами? Почему бунт вспыхнул и побежал пламенем, как по ветке?  А оказывается эта ветка существовала не только в моём воображении, она была реальностью - это была разветвлённая сеть

староверческих поселений с веками отточенным искусством противостояния власти и конспирации, поддерживаемая деньгами и информацией со всех сторон, - озвучила я пришедшие мне в голову мысли.


-   Вы знаете, в центре старославянской традиции стояли символы и обереги, посланные людям с неба для устройства правильной жизни. И старцы, зная и следуя им, давали названия местам своих поселений, например, Ветка, город, ставший центром мира старой веры, который должен был быть устроен в виде ветки и прорасти, как она, или творили судьбы и события, как в случае венчания на царство Емельяна Ивановича вблизи Красной площади наподобие старых царей Московских-хранителей истинной веры. И эти символы и знаки сохранены в старинных старославянских иконах, книгах, рушниках. Правда, жаль, что нет больше тех, кто знает язык этой традиции, может слышать Провидение и с помощью символов и знаков ткать рушник реальной жизни.


Ну, всё заболтался я с вами, ребятишки мои собрались, пора начинать урок. Да, и Галина Григорьевна уже идет, до свидания, приятно было с вами беседовать, - попрощался со мною Игнатий Лукич, повернулся и легко, по-мальчишески зашагал в глубь музея.

Tags: Ветка, Пугачев., Путешествие внутри себя
Subscribe

Posts from This Journal “Путешествие внутри себя” Tag

  • КАРТИНКА 13. НЕВЕРОЯТНЫЕ ИСТОРИИ. НАЧАЛО

    “Мистическое пространство перекрестка четырех дорог и культур: немецких княжеств, шведского королевства, российской империи и…

  • КАРТИНКА 8. МОСКОВСКИЕ ЗАРИСОВКИ. ОКОНЧАНИЕ.

    Большой театр. Москва Пересчитав колонны у центрального входа, и не найдя “девятой”, я рассмеялась, вспомнив наш старый…

  • КАРТИНКА 7. ХРАНИТЕЛЬНИЦА

    Около одиннадцати часов вечера я покинула уютный поезд и пристроилась на перроне в ожидании встречающих меня родственников. По железнодорожной…

  • Картинка 5. Традиции

    Схема рассления старообрядцев. Анна Григорьевна прошла вперед, а я под скрип ступенек лестницы, по которой мы подымались на второй этаж…

  • КАРТИНКА 2. ВЕЧЕР ВОСПОМИНАНИЙ.

    Притащивши домой наполненную доверху корзину с продуктами, я обзвонила школьных подруг, ещё откликающихся на старые городские телефоны,…

promo sofia_agacher november 9, 13:41 45
Buy for 50 tokens
В 9 ( сентябрьском), 10 ( октябрьском), 11( ноябрьском), 12 (декабрьском) 2016 года и в 1 (январском) журналах " Юность " напечатаны мои первые шесть рассказов: " Будущее в прошедшем", " Гиблое место", " Зависть Богов" и " Сердечко с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments