Sofia Agacher (sofia_agacher) wrote,
Sofia Agacher
sofia_agacher

Картинка 5. Традиции

Схема рассления старообрядцев.


     Анна Григорьевна прошла вперед, а я под скрип ступенек лестницы, по которой мы подымались на второй этаж музея, начала погружаться в пространство, населённое потемневшими ликами святых, глядящими на меня сквозь окна-иконы. Запахло ладаном, воском и ароматом трав, словно семя в землю, в мою неподвижную душу начал проникать некий божественный звук. Сердце заныло и забилось, как перед дверью родного дома, позабытого в странствиях по чужим, большим городам, вокзалам, аэропортам. Деловитость и жажда книжных знаний отодвилась, остались только глаза Божьей Матери, знающие всё и возвращающие в меня по каплям энергию любви, намоленную моими предками за столетия.

[Spoiler (click to open)]

Голос экскурсовода, рассказывающий об уникальных окладах для икон, вышитых из днепровского речного жемчуга руками ветковских мастериц, мешал и даже слегка раздражал меня, разбивая цельность некого потока моего единения с прошлым. Слова-брызги били в лицо и залетали в уши.



Икона восемнадцатого века с окладом из речного днепровского жемчуга. Ветковский музей.

-  Да, вы не слушаете меня совсем! - в сердцах произнесла Анна Григорьевна и резко повернула ко мне голову.- Посмотрите, только какая красота и тонкая филигранная работа заключена в этих резных липовых окладах, покрытых тончайшим слоем сусального золота. Липа дерево мягкое, но упругое, только из этого материала можно создать такую райскую, объемную, светящуюся изнутри божественным светом красоту. Кстати, отсюда и пошло выражение “ да, это же липа!” поскольку липовые позолоченные оклады для икон производят полное впечатление золотых. Хватит вам смотреть иконы, а то они зятягивают, забирают слишком много энергии этого мира, голова у вас будет сильно болеть, а то и вовсе сознание потеряете. Практика нужна ежедневная для общения с такими сакральными пластами прошлого, а то сиганули в реку времени на серьезную глубину без тренировки, вот силёнок то вынырнуть и не хватает. Пошли-пошли быстренько отсюда к более простому и близкому времени,- четко произнесла Анна Григорьевна, пристально глядя мне в глаза, и практически силой потащила меня в другой зал музея.


А там в огромные окна лился полуденный солнечный цвет, и шаловливые рыжие зайчики, пускаемые толстобокими медными самоварами, затеяли играть в пятнашки. Я даже закрыла глаза от такого резкого перехода из “полумрака сундука” в яркую столовую бабушкиного дома. На большом прямоугольном столе, застеленном льняной скатертью с вышитыми райскими птицами, стояли старинные самовары.


-  Ну, открывайте глаза, что щуритесь, как разбуженная, недовольная кошка, - продолжала меня выталкивать на поверхность времени Анна Григорьевна.- Это прообраз самовара - сбитенник для приготовления горячего медового напитка сбитня. Чай-то появился на Руси только в семнадцатом веке. Самовары использовались не только для чаепития дома, но здесь вы видите казацкие походные самовары, где готовили кулеш и кашу в походах. Сияющий медный самовар стоил очень дорого, и свидетельствовал о состоятельности семьи. Его давали в приданое, и передавали из поколения в поколение, как одну из величайших ценностей, ведь внутри самовара жила душа рода и дома, объединявшая за чаепитием и беседой всю семью. Нередко у “пузатого сородича” спрашивали совета, слушая, как он шумит, одобрительно или сердито попыхивает. А уж со вкусом чая из самовара, пропитанного дымком еловых шишек, разве может сравниться современный напиток? Медный красавец был другом, собеседником, членом семьи. У староверов были строгие обычаи чаепития. Во-первых, чай всегда разливала хозяйка дома, на стол выставлялась всякая вкусная выпечка и варенье, на плечи гостям вешались маленькие рушники - пот вытирать, так как за трапезу самовар ставился несколько раз и выписалось по 10-15 стаканов чаю. Это уже в начале прошлого века тульские фабрики купцов Баташевых массово стали выпускать  самовары по доступным ценам.


-   Знаете, Анна Григорьевна, я вам тоже расскажу историю о тульском самоваре, изготовленном на фабрике братьев Баташевых, - решила я поделиться событиями, произошедшими со мною несколько лет тому назад, и, возможно, подтолкнувшими меня к познованию своих корней.


-   Началась она в Нью-Йорке, в знаменитом ресторане " Russian Tea Room", расположенном рядышком с Корнеги-холлом, где среди ярко красных диванов и таких же стен, разукрашенных золотыми узорами, стояло несколько десятков медных самоваров - маленьких и огромных, пузатых без труб и с длинными трубами, с узорными ручками и кранами. Представляете, как видят русскую чайную комнату американцы !!! Они сильно бы удивились, попав в этот музей, и поняв, что обычно самовар в заснеженной России стоял в деревянной светлице, в которой красный цвет мог расплескаться киноварью разве, что только на рушниках, да на иконах. И после этого я начала разговаривать со своими друзьями о семейных преданиях, связанных с чаепитием и с самоварами. И к моему, великому сожалению, я слышала практически от всех одни и те же слова: “О каком семейном самоваре ты говоришь! Войны, ссылки, репрессии, здесь не то что самовар, даже фотографий предков почти не осталось. Почти все семейные истории скрывались от детей. Нет ничего не знаем, и не помним!”


И вот вернувшись во Флориду, окончательно отчаявшись получить какую либо информацию о самоварах от своих друзей, я случайно в магазине встретила небольшого роста, пожилую женщину, которая услышав, что я говорю по телефону по-русски, подошла ко мне и обратилась по -английски:


-  Здравствуйте, меня зовут Рона, моя семья приехала в Америку в начале прошлого века из небольшого белорусского местечка. Мои прабабушка и прадедушка вместе со своими девятью детьми пересекли океан в трюме корабля, практически без еды и воды. Самой большой ценностью, которую они привезли с собою, был самовар. Я хорошо помню, как моя бабушка рассказывала мне, что они сидели очень голодные в тёмном трюме корабля и слышали, как пищат крысы. И что бабушка начала просить свою маму, мою прабабушку, чтобы та поменяла самое ценное, что у них было, самовар на хлеб и накормила детей, а прабабушка ответила ей, что голод пройдёт, а самое ценное  надо беречь, и что её внучка, когда-то тоже будет прикасаться к этому самовару и будет вспоминать о своих предках и их далекой родине.


И тогда моя бабушка пообещала своей матери беречь этот самовар. С тех пор в их семье хранится старинный русский самовар из Тулы.


Меня тогда поразила история этой американской семьи, хранящей у себя больше века самовар, как символ далекой родины своих предков. Видя мой неподдельный интерес, Рона пригласила меня к себе домой, где и показала своё сокровище - самовар, изготовленный на фабрике Василия Степановича Баташева. К тому же Рона оказалась замечательной художницей, она показала мне портреты своих бабушки и дедушки, нарисованные ею самой.
Все девять детей её прабабушки переплыли океан, остались живы, получили в Америке образование. Рона не знала, как и почему  самовар, оказался в очень бедной семье, где прабабушка убиралась в домах, а дедушка был садовником, но она берегла его, как самую ценную вещь своей семьи.


-   Да, очень трогательная и символичная история, показывающая, что в самоваре действительно жила душа рода и дома,- сказала Анна Григорьевна, вытирая платочком уголки глаз.


-  Да, замечательная история, но с очень грустным концом, - продолжила я свой рассказ, присаживаясь отдохнуть на деревянную лавку светлицы.


-  Почему с грустным концом? Самовар украли, или он сам вышел погулять и потерялся?- попыталась пошутить экскурсовод.


-   Нет самовар просто выбросили за ненадобностью, как впрочем и написанные Роной портреты бабушки и дедушки, потому что умерла Рона, а вместе с ней умерла хранимая ею душа рода и дома,- ответила я Анне Григорьевне, вспоминая тот страшный ветряный день, когда я приехала к Роне, а перед её домом сын Роны  продавал вещи своей матери, среди которых были самовар и портреты предков. Когда я спросила его, где Рона, он ответил мне, что она умерла неделю тому назад в соседнем госпитале. Я не могла поверить своим глазам, что за несколько долларов продаются, так хранимые предками, реликвии рода, и попыталась объяснить статному, красивому, образованному и достаточно обеспеченному мужчине, что для его матери этот самовар означал самую большую ценность её семьи, а значит и его. На что он мне ответил:” Это была семья моей матери, и она умерла вместе с ней, я - американец, у меня своя семья, и я не хочу знать и помнить корни и традиции своих предков, у меня иная культура. Всё что я могу сделать, это подарить вам, как русской, этот самовар в память о моей маме”.


Теперь этот самовар, не электрический, расписанный для туристов, а настоящий Баташевский ставится у меня в саду под яблоней, и мы пьём ароматный с дымком чай с пирогами. И я верю, что там сейчас поселилась душа моего дома, и моему внуку очень нравится колоть деревянные лучинки для его растопки. Вот так самовар шумел-шумел и нашумел мне дорогу за традициями предков.

Рисунок из печатной книги 16 века. Ветковский музей.

-   Да, все случается в этом мире не просто так, и каждая встреча может многое изменить. Но давайте поднимемся на третий, последний, этаж музея, - пригласила меня опять к лестнице Анна Григорьевна. - Здесь на чердаке, в голове дома живут книги с рукописными филигранными буквицами и рисунками фантастических зверей и птиц. Самые красивые - это певческие старообрядческие книги, ведь церковное, старославянское пение оно особенное. Этот переливчатый музыкальный строй невозможно было передать нотной грамотой, музыкальные традиции певчих передавались только от учителя к ученику, поэтому в Ветковском Покровском монастыре в 17-18 веках была большая школа певчих и мастерская по изготовлению книг для них. Посмотрите, какими буквицами начинается каждая песнь, как будто райским светом раскрываются пелены прорастающего зерна мудрости, как будто зимним дыханием мороза расцвечиваются оконца книг. Эти буквицы, как камертоны: настраивали души и голоса певчих на передачу божественных звуков. А теперь спустимся вниз в зал рушников, где и закончим нашу экскурсию.


Впечатлений у меня было столько много, что сообщение, о том, что я, наконец-то, увижу знаменитые неглюбские  ветковские  рушники, не вызвало у меня радости. Эмоциональная и разумная емкость моей души была заполнена до краёв, но чтобы осознать то за чем я сюда приехала через пол мира, надо было поставить точку - увидеть красно-белые тканые полотна и попрощаться с Марфой Евграфьевной.


Пожилая женщина сидела за кроснами и ловко перебирала нити, закрыв глаза, тихо напевая песню и и прихлопывая в ритм правой ногой, как будто качая люльку ребёнка. В витринах за стеклами висели красно-белые льняные длинные полотнища с изображениями ромбов, крестов, волн, фигур, напоминающих женские силуэты, птиц, гусей, медведей. У меня неожиданно возникло ощущение обманутой надежды, как будто я рвалась на берег живой сильной реки, а попала к красиво и хорошо оформленным аквариумам. Ощущение глубины и мощи ушло безвозвратно, плечи мои опустились, и слова Анны Григорьевны уже проходили мимо меня.


-   Ну, что, милая, пусто тебе, ломка, - раздался за моей спиной спокойный голос Марфы Евстафьевны. - Хотела жар-птицу словить, да она в сундуке не живет, она птица - вольная и тайная. Правильно почувствовала, какое тебе дело до того, что ромб - это символ пустоши, а ромб с крестом внутри- это пашня засеянная, ничего это тебе не даёт. Зачем тебе уметь читать и толковать чужие судьбы давно умерших людей. Рушник - это дорога, путь рода или человека, или войска, или народа, и читать его, толковать или создавать может только живая ткачиха-ведунья. А учить этой традиции должна старшая женщина рода ту, которую выберет родовой рушник.

Так что езжай к старшей своего рода, и задай ей те вопросы, какие хочешь, она, если сможет, тебе на них и ответит.


-  А один вопрос, что мучает меня после вашего рассказа о “Вождении стрелы” можно задать? - спросила я старуху, почему-то пряча свои глаза под силой её взгляда.


-   Спрашивай, гостья, если знаю отвечу. Отчего же не ответить!


-   Марфа Евстафьевна, а что будет, если во время обряда молния на небе не блеснёт и дождь не пойдет?- с трудом выдавила я из себя слова.


-   А ты не стесняйся, правильный вопрос задала. Если во время обряда молния на небе не появится, и дождь не заплачет, то большая беда будет на земле. Это значит, что горе, копившееся долго, не вольётся в небо, и небесные силы не избавят людей от него. На моей памяти два раза не было молнии и не шёл дождь. Это в 1942 году, когда немцы сожгли наши деревни вместе с людьми, тогда почти все ведуньи и погибли. И второй раз в 1985 году, когда уже на исходе года ухнул Чернобыльский реактор, и почти весь Ветковский район выселили. А теперь уходи, прощай, езжай своей дорогой,-  оборвала наш разговор старуха, и стала опять стучать ногой, качая воображаемую люльку младенца.


Я поблагодарила Анну Григорьевну за интересную экскурсию, и уже на выходе из музея купила схему расселения староверческих скитов. Стрелки уходили на север - к Балтийскому морю, на юг - к Черному и Каспийскому и на восток - через Омск, Красноярск, Иркутск и заканчивались на Аляске.


“Да, права, старая казачка, права, надо ехать к своим корням, к старшей женщине рода надо ехать, к папиной, пока ещё живой сестре, к тёте Оле надо спешить, ждёт она меня, чувствую ждёт”, - крутилось у меня всё время в голове.


Нельзя познать традиции и свои корни из книг и музеев, только от учителя к ученику, от старшей к младшей, глазами в глаза, от живых уст к ушам, как староверческие песни, как рушники, как иконы.

Tags: Ветка, Путешествие внутри себя, старообрядчество.
Subscribe

Posts from This Journal “Путешествие внутри себя” Tag

  • КАРТИНКА 13. НЕВЕРОЯТНЫЕ ИСТОРИИ. НАЧАЛО

    “Мистическое пространство перекрестка четырех дорог и культур: немецких княжеств, шведского королевства, российской империи и…

  • КАРТИНКА 8. МОСКОВСКИЕ ЗАРИСОВКИ. ОКОНЧАНИЕ.

    Большой театр. Москва Пересчитав колонны у центрального входа, и не найдя “девятой”, я рассмеялась, вспомнив наш старый…

  • КАРТИНКА 7. ХРАНИТЕЛЬНИЦА

    Около одиннадцати часов вечера я покинула уютный поезд и пристроилась на перроне в ожидании встречающих меня родственников. По железнодорожной…

  • КАРТИНКА 3. КРАСНЫЕ ПЛОЩАДИ

    Красная площадь г. Москва Красная площадь г. Ветка Небольшой городок Ветка расположился в двадцати километрах от Гомеля на высоком берегу…

  • КАРТИНКА 2. ВЕЧЕР ВОСПОМИНАНИЙ.

    Притащивши домой наполненную доверху корзину с продуктами, я обзвонила школьных подруг, ещё откликающихся на старые городские телефоны,…

promo sofia_agacher november 9, 13:41 45
Buy for 50 tokens
В 9 ( сентябрьском), 10 ( октябрьском), 11( ноябрьском), 12 (декабрьском) 2016 года и в 1 (январском) журналах " Юность " напечатаны мои первые шесть рассказов: " Будущее в прошедшем", " Гиблое место", " Зависть Богов" и " Сердечко с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →