Sofia Agacher (sofia_agacher) wrote,
Sofia Agacher
sofia_agacher

КАРТИНКА 8. МОСКОВСКИЕ ЗАРИСОВКИ. ОКОНЧАНИЕ.



Большой театр. Москва

Пересчитав колонны у центрального входа, и не найдя “девятой”, я рассмеялась, вспомнив наш старый студенческий розыгрыш провинциальных парней, которым московские студентки назначали свидание у несуществующей “девятой” колонны Большого театра. Как всегда у входа спрашивали лишний билетик, только публика была иной, чем двадцать лет тому назад и состояла практически сплошь из одних зарубежных туристов, что и не мудрено, учитывая стоимость театрального билета, равную почти трёхмесячной пенсии рядового москвича. Разноязыкая толпа вокруг меня чаще всего повторяла всего семь слов: с
нег, царь, балет, космос, танк, коммунизм, КГБ. Оказывается, что с этими словами у  большинства иностранцев до сих пор ассоциируется Россия.   

[Spoiler (click to open)]

Высокая скандинавка средних лет, стоявшая впереди меня в очереди перед рамкой металлодетектора, говорила на очень понятном учебном английском языке своему собеседнику, судя по галантности и нашейному платку, скорее всего французу, буквально следующее:

  -   Возможно, благодаря особому покровительству  императоров, и не важно, как они назывались: Романовыми, Генеральными Секретарями или Президентами, классический русский балет впитал в себя и отразил, как в зеркале, многие черты образованной элиты этого народа. Конечно, поживите семь месяцев в зиме, а потом посмотрим будите ли вы пить вино и танцевать зажигательную румбу, или плавные лебеди, сказки, музыка закутают вас в кокон и унесут в мечты, в космос, только подальше от земли, скованной этим морозом. Белые люди, одетые в шкуры с рождения, живущие под своими снегами многие века, зимой создавали иной мир - мир разума, имеющего мало общего с настоящим солнцем, воздухом и природой. Отсюда и Пушкин, Достоевский, русский авангард, Павлова, Нежинский, Ленин. Да, именно, Ленин, потому что иллюзии бывают не только безобидные, но и злые.

  -   Да, ты права, Хельга, русский классический балет, как и  характер - либо всё, либо ничего, такой же резко континентальный, как и их климат. Слушай, дорогая, ты не знаешь, галоши с туфель снимать перед металлодетектором? А то в Парижской Опере меня заставили снять даже запонки. Скоро будем перед каждой проверкой в целях безопасности раздеваться до гола, хотя в России навряд ли, очень холодно всё-таки,- отвечал своей спутнице предполагаемый француз, аккуратно складывая металлические предметы из своих карманов для проверки в пластиковый контейнер. - Понимаешь, дорогая, балет - это искусство, основанное на идее, принесенной нами французами, которая была материализована и доведена до совершенства именно в этой дикой стране. Причем путем бесконечных усилий и тренировок, калечащих тело и душу. Ты права, это чистое искусство, и оно ничего общего не имеет с реальным миром. Да, оно вызывает восхищение и преклонение!  Русский балет - это совершенство. На одной, никогда и никем не используемой точке крутить тридцать два фуэте, а потом  остановиться, показаться  публике и убежать с неосязаемым ничто…

  -   Ха-ха-ха, как ты метко подметил, Марсель, “с неосязаемым ничто”, - продолжала рокотать могучая Хельга, пытаясь оценить соответствие габаритов металлодетектора и своего тела. - Что-то рамка в этом театре какая-то маленькая, нестандартная, скорее всего придётся входить в неё боком. Хотя, надо попробовать, вдруг не застряну. А вот и получилось! - радостно захлопала в ладоши скандинавка и взяла со стола после проверки охранником свою сумку.- Знаешь, а мне так в последнее время больше нравится современный балет. В прошлом месяце смотрела в нью-йоркском театре, в то что когда-то танцевал Барышников, замечательную труппу Гарлемского балета. Оказывается, если другой мир, то и другой балет, живущий не под снегами, а под солнцем. И там танцуют совсем иные люди. Они не могут носить одежду, как мы северяне, она им мешает. Их тела привыкли соприкасаться с теплым ласкающимся ветром, и двигаться свободно, без ограничений. Они аритмичны и не могут маршировать, мелодию каждый раз поют по-другому, и танцуют всеми клеточками тела. Причем в этом балете не так много разума и сюжета, а есть лишь эмоции, музыка и тело, которое не повторяет заученную партию, а живет и двигается в танце. Глядя на этих темнокожих танцовщиков, тела зрителей преображаются, скрученная энергия, подобно змее, внизу живота оживает, и хочется жить, двигаться, любить и впитывать эмоции любви. Их костюмы, сливающиеся с кожей, и подчеркивающие структуру мышц в сочетании с пронзительной музыкой или абсолютной тишиной, создают физическое ощущение слияния с черной пантерой или палевой львицей.

  -  Хельга, не так энергично двигай бёдрами, а то тот маленький японец, по-моему, хочет сделать тебе недвусмысленное предложение. Успокойся, дорогая! Видишь ли, что в тридцать лет доставляет удовольствие, то в семьдесят - инфаркт. А мне, если ты помнишь, уже семьдесят четыре. Видел я этот балет в Бостоне, так вот после второго отделения возбуждение несколько начало меня утомлять, технические погрешности или вариации каждого танцовщика стали слегка раздражать, а эмоционально разговаривающая публика - шокировать. И захотелось опять увидеть свой любимый, "застегнутый на все пуговицы", лебединый императорский классический русский балет, - закончил свою мысль Марсель, согнул руку в локте и предложил своей даме осмотреть театр.

Императорская ложа. Большой театр.    

Я проследовала за этой парой явно ценителей и знатоков балета  в Главный вестибюль тетра, затем зашла в зрительный зал посмотреть его анфилады, потом в Белое фойе и Бетховенские залы.







Покрытый лаком, блестящий, новенький паркет фойе отражал огни идеально сделанных, как под копирку бронзовых и таких же девственных светильников со стеклянными подвесками, весёлыми зайчиками забавляющимися с фланирующими зрителями. Очень скромный, серый, крашенного металла лифт нанизал на себя кольца несколько расширенной в габаритах “почти воссозданной” или “ почти лестницы позапрошлого века”, хотя от неё скорее всего не осталось ни одной оригинальной детали. И этот везде ярко-красно-малиновый цвет с золотом, от которого не возможно спрятаться, как на лобном месте.

  Многочисленные японские туристы восхищенно цокали языками и фотографировали окружающий декор и себя на фоне этого искрящегося великолепия. Двое здоровенных американцев стояли у крайнего столика буфета и пили пиво.

  -   Посмотри, Билли, здесь вокруг всё только красное и золотое, прямо как в ресторане “ Русская чайная комната”, что возле Карнеги Холла в Нью-Йорке, только самоваров не хватает. А мне, эта моя бывшая русская девушка, Ольга, доказывала, что русские терпеть не могут красное и золотое, поскольку это скорее китайские или монгольские цвета. А я вот здесь стою в Москве, в Большом театре, и вижу только красное и золотое! - говорил один из парней, практически не открывая рта и как будто пережёвывая картошку, что выдавала в нём уроженца, скорее всего, южных американских штатов.

  -  Верно, Хью, много выпендриваются эти русские, считают, что у нас, у американцев, всё что создано до пятидесятого года прошлого века это уже большая историческая ценность, а у самих посмотри, пишут, что этому театру сто девяносто лет, а тут одно новьё вокруг - бутафория прямо, как в Голливуде! - продолжал вести беседу второй янки, поскольку его выговор выдавал в нем коренного ньюйоркца. - Я люблю старинные театры, как впрочем и спектакли, поставленные по известным романам, там всегда роскошные костюмы и декорации.

  -  Ха-ха-ха известные истории могут быть очень современно интерпретированы, - начал хихикать тот, которого звали Билли. - Пару лет тому назад, в Чикаго, друзья затащили меня на представление Джофри балета по мотивам трагедии Шекспира  “Отелло”. И представляешь, я наконец-то понял эту трагедию. Поскольку, если честно, то до меня никак не доходило, как из-за какого-то платка можно задушить собственную жену, каким бы ревнивым “отморозком" ты не был. Оказывается, Отелло и Яго, по версии Джофри балета, были любовниками многие годы, и когда Отелло изменил Яго с Дездемоной, тот решил устранить соперницу и подбросил платок. Самым потрясающим был последний финальный дует, где высокий стройный чёрный гигант Отелло танцевал с изящным, гибким и белым Яго! Каким же нежным и страстным был этот танец! Из современных танцовщиков только Альберт Нуриев мог танцевать с такой пластикой и чувством.

  -   Ты прав, друг, - решил тоже пошутить Хью, допив наконец-то свое пиво. - Амплуа мужчины в классическом балете, как впрочем и в жизни, это скорее всего роль подъемного крана или опоры для женщины.

  А я всё шла и шла сквозь обрывки разговоров публики, трогая, как слепая, руками стены, перила, дверные ручки, ткань стульев и портьер, пытаясь на ощупь почувствовать хоть какую то искру тепла, оставленного зрители здесь за два прошлых века. И так я добралась до своего места в ложе первого яруса, облокотилась на мягкие широкие перила и стала изучать новенькую и очень чистенькую знаменитую люстру Большого театра.


Вход в ложу. Большой театр.



Люстра и центральный плафон. Большой театр.

Погас свет, зазвучала музыка, открылся занавес и началось феерическое представление “Дон Кихота”. Захватывающе красочные костюмы, хореография Мариуса Петипа, отточенность, синхронность и чистота движений каждого актера на сцене погрузили меня в некое блаженное подобие транса, из которого меня не могла вывести даже музыка. Действительно музыка, а где она? Конечно, прекрасный оркестр Большого театра, как всегда был в оркестровой яме, только звучал он несколько глуховато.


Фото из балета " Дон Кихот"  

В антракте, находившись по лестницам, залам и фойе, я прижалась к стене у входа в свою ложу, как вдруг услышала приятный женский голос. Рядом со мной стояла статная, интеллигентная женщина, лет семидесяти, одетая в форму служительницы театра, и обращалась ко мне:

  -  Здравствуйте, разрешите помешать вашему одиночеству. Что-то вы какая-то очень задумчивая, и трогаете всё вокруг руками. Не смущайтесь, многие, когда приходят в Большой театр впервые после его реконструкции, стараются коснуться практически всего до чего могут дотянуться. Сомневаются, что всё здесь вокруг настоящее, а не из фольги или папье-маше. К сожалению, настоящее! Лепнина вылита из современного бетона, а светильники из бронзы и стекла. Правда, когда разбирали старый паркет, то делали это очень аккуратно, нумеруя каждую досточку. Говорили, что так надо для реставраторов, а положили новое дерево, хоть и рисунок почти такой как у старого. И поскольку сценическая часть и зрительный зал созданы из современных материалов и напичканы большим количеством аппаратуры, то, конечно, естественный звук глуховат, и его надо моделировать, как в студии. А ведь Альберт Кавос в середине девятнадцатого века ставил акустику на первое место и создавал этот театр как огромный музыкальный инструмент по принципу устройства скрипки, поэтому и потолок был деревянным и декор лож выполнялся из папье-маше. Да, улетела душа из театра, нет больше в нём живого звука. Вы ведь поэтому трогали и стучали стены, искали её? А программку то вы купить забыли, берите, берите, не стесняйтесь, у меня ещё и книга есть хорошая, со старыми фотографиями, где вы еще можете увидеть прежний театр и великих балерин и танцовщиков. Историю, как наш театр “воссоздать” не просто, хотя в нашей стране и это возможно.

  И служительница протянула мне довольно толстую книжицу с действительно красочными фотографиями.

  -  Простите, - решила я продолжить с ней беседу,- я давно не была в Москве. Здесь очень многое изменилось и перестроилась, а хотелось бы вернуться в Москву своей юности. Подскажите в какой театр мне сходить и что посмотреть?

  -   Помните, этот старый балетный анекдот,- обрадовалась возможности поболтать моя новая знакомая. - Когда  на сцене Императорского театра Мариус Петипа поставил “ Спящую красавицу”, то популярность этого балета была столь высока, что знакомые при встрече вместо “здравствуйте” спрашивала друг друга: “ Вы смотрели “ Спящую красавицу”? Правда было это в Санкт-Петербурге и более, чем сто лет назад. А у нас теперь в Москве принято приветствовать друг друга другой фразой: “ Вы ходили на “ Евгения Онегина” в театр Вахтангова?”. Так что очень рекомендую и постановку увидеть и один из последних московских театров, до которых не добрались еще, так называемые, “реставраторы” посетить.


Финальный поклон актеров театра Вахтангова на спектакле " Евгений Онегин"

И публика там совсем иная, чем в Большом, настоящая московская, а не одни седые головы и иностранные туристы, и что особо радует, много молодёжи. Причем очень разной: можно увидеть парня с дредами на голове, в бандане и татуировках, держащего за руку девушку в лёгком платьице, или двух счастливых влюблённых старшеклассников, слушающих “сон Татьяны.




Правда в этом театре нет императорской ложи, так как перестраивался он после войны при Сталине. Сходите обязательно, не пожалеете, правда с билетами трудно, сидят даже на приставных стульях, но я уверена, вам обязательно повезет! Удачи!

Приставные стульчики в театре Вахтангова. Москва  

Закончился спектакль, я вышла из театра и остолбенела, сразу закрыла глаза и зажала ладонями уши, поскольку на фасаде здания Большого проводилось лазерное шоу: слепящее, орущее и подавляющее всё и вся вокруг, но тоже величественное и сильное по-своему. И я отчетливо поняла, что не только я сейчас, но и любимая мною Москва за эти годы, резко зажмурилась, оглохла и застыла в ожидании неминуемого шага в качественно другое пространство и время.


Tags: Путешествие внутри себя, театры.
Subscribe

Posts from This Journal “Путешествие внутри себя” Tag

  • КАРТИНКА 13. НЕВЕРОЯТНЫЕ ИСТОРИИ. НАЧАЛО

    “Мистическое пространство перекрестка четырех дорог и культур: немецких княжеств, шведского королевства, российской империи и…

  • КАРТИНКА 7. ХРАНИТЕЛЬНИЦА

    Около одиннадцати часов вечера я покинула уютный поезд и пристроилась на перроне в ожидании встречающих меня родственников. По железнодорожной…

  • Картинка 5. Традиции

    Схема рассления старообрядцев. Анна Григорьевна прошла вперед, а я под скрип ступенек лестницы, по которой мы подымались на второй этаж…

  • КАРТИНКА 3. КРАСНЫЕ ПЛОЩАДИ

    Красная площадь г. Москва Красная площадь г. Ветка Небольшой городок Ветка расположился в двадцати километрах от Гомеля на высоком берегу…

  • КАРТИНКА 2. ВЕЧЕР ВОСПОМИНАНИЙ.

    Притащивши домой наполненную доверху корзину с продуктами, я обзвонила школьных подруг, ещё откликающихся на старые городские телефоны,…

promo sofia_agacher november 9, 2016 13:41 45
Buy for 50 tokens
В 9 ( сентябрьском), 10 ( октябрьском), 11( ноябрьском), 12 (декабрьском) 2016 года и в 1 (январском) журналах " Юность " напечатаны мои первые шесть рассказов: " Будущее в прошедшем", " Гиблое место", " Зависть Богов" и " Сердечко с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →