Sofia Agacher (sofia_agacher) wrote,
Sofia Agacher
sofia_agacher

КАРТИНКА 14. ЛЕГЕНДА О НЕРПАХ И ВОЛКАХ ( ОКОНЧАНИЕ)


                              Герб
                                                                                                                                                                            Лиелварде

Лиелвардские пояса               Государственный флаг Беларуси

-   Потрясающе, так зачем мы должны тратить время на этот пикник в другом месте, надо спешить в музей! - возбудилась я.

-   Стоп, стоп! Планы менять не будем. Во-первых, я голоден, как медведь. Ведь за вашими разговорами про кофе с бутербродиками моя хозяйка совсем позабыла, а во-вторых, у Артура были какие-то свои резоны,- решительно отстаивал свое право на завтрак злой и голодный Марк.

[Spoiler (click to open)]

-  Конечно,- встал на сторону друга Артурс - осталось всего 5 километров до замка Улдевена, где мы перекусим, отдохнем, уляжется полученная от меня информация, и мы не будем производить на мою коллегу Ирису впечатление не совсем уравновешенной группы людей. Но самое главное, вы побываете в поселении двенадцатого века - времени расцвета ливский культуры. Этот замок стоит не на месте поселения, но построен по реальным историческим материалам и рисункам латышским художником Абрисом Лиепынышем. Я хочу, чтобы вы просто походили по его защитным стенам, заглянули в курные избы ливов и их вождя, посмотрели на древнее капище, тогда вы сможете погрузиться в то время, ощутить его примитивность и сложность выживания человека, а потом вы посмотрите на пояса ливов, и расскажите мне о своих ощущениях.

-  Мудро, хочешь создать контраст и привязать нашу память к эмоциям, отличная идея. Кстати, вот и поворот на замок Улдевена! - подитожил наше общение Марк.





Фото замка Улдевена, Лиелварде, Латвия.

Мы выгрузились на равнинной местности на берегу реки. Замечательно позавтракали остатками вчерашнего обеда, и пошли к небольшому около трех тысяч квадратных метров деревянному замку древнеливского правителя Улдевена. Раньше такие городища стояли на холмах, и представляли собой небольшое поселение, ограждение бревенчатыми стенами, обмазанными глиною, вокруг которых пролегал ров. Внутри располагались маленькие курные избы, с очагом посередине. Дом вождя был немного по-больше и украшен шкурами. Глядя на этот игрушечный, по современным понятиям, практически детский игровой городок, меня охватил физический ужас. Как в таких хрупких жилищах могли выживать люди в столь суровых зимах, бороться с дикими зверьми, и еще хотеть при этом воевать и грабить друг друга! Какая у них должна была быть вера в помощь и защиту их древних богов, и какая должна была быть над ними власть тех ведуний, что служили эти древним богам! Я посмотрела на тревожные лица своих друзей, и поняла, что Артурс вырвал нас из современного мира и подготовил к восприятию древних артефактов. И лишь дети, приехавшие в этот замок вместе с родителями порезвиться, пострелять из лука и поиграть, звонко и частно смеялись.


Фото музея в Лиелварде

     Мы оставили свою машину у входа в парк и пошли за Артурсом по направлению к каменному небольшому одноэтажному зданию с высокой деревянной крышей. У меня появилось ощущение “дежавю”, что я совсем недавно была здесь. Ну, конечно, музей старообрядчества в Ветке, где находилась уникальная коллекция рушников с орнаментами “сонейка”, совсем не похожий внешне на музей Андрея Пумпурса, но тот же берег реки, та же пристань, и то же чувство обретения  “ спасительного моста” между ужасом незащищенности в реальном мира и заботой Богов! Как будто вокруг здания пульсировало горячее облако, взявшее в ладони моё дрожащее сердце и наполнившее его уверенностью и силой.

У входа в музей нас ожидала большая, но сильная и стройная женщина, с рыжеватыми волосами и светлыми глазами, одетая в полосатую длинную юбку, белую блузу и шерстяную накидку, украшенную большой янтарной брошью.

-   Здравствуй, Ириса! Как я рад тебя видеть, спасибо, что ты согласилась показать нам старинные лиелвардские пояса. Знакомься - это мои друзья, - поприветствовал Артурс свою знакомую.

-   Добрый день, я хранительница музея, надеюсь, Артурс, рассказал вам об Андрее Пумпурсе, его эпосе  и немного об истории ливов, поэтому мы пойдем через экспозиции музея не останавливаясь, прямо к коллекции лиелвардских поясов, там хранятся уникальные и оригинальные самые древние ливские пояса, которые мы еще не успели передать в Национальный музей Латвии. Если вас что-то по пути заинтересует, спрашивайте, - четко и по-деловому, с лёгким акцентом, по-русски произнесла хранительница музея.

Да, начало было многообещающим. Далее мы поздоровались с куклой домового, охранявшего вход; миновали ведьмину ступу, изрисованную изнутри рунами;  пробежались взглядом по украшениям, плетням, прялкам, стенду с национальными костюмами; и подошли к витрине, где были расположены знаменитые лиевардские пояса.

-   Дорогие друзья, наш  музей  был открыт в 1978 году в здании старого амбара благодаря тогдашнему директору колхоза Эдгару Калниньшу. Группа энтузиастов и краеведов-любителей, особенно считавших себя потомками ливов, собрали здесь всё, что было хоть как-то связано с "Лачплесисом" — от книг, включая даже американские, австралийские и японские издания эпоса, до предметов, значение которых мы точно не знаем, а можем лишь только предполагать, что они, возможно, использовались при неких языческих обрядах. На втором этаже нашего музея разместилось множество деревянных макетов крепостей, латышских хуторов, мельниц, рыбацких лодок, и, конечно в этом пространстве присутствуют куклы мистических существ. Кстати, на одну из которых вы обратили внимание при входе. Это была кукла домового, и наш сторож, ставит ему блюдце молока на ночь, чтобы самому спать спокойно, а домовой охранял музей! Мы верим, что герои эпоса Пумпурса - это наши предки, и они также реальны, как и мы с вами, - очень серьёзно и спокойно, как умеют это делать только прибалтийцы и учительницы младших классов, начала свой рассказ Ириса. - Поскольку Андрей Пумперс активно занимался изучением ливских поясов, нам повезло, и из запасников Рижского латышского общества, которое на тот момент уже не существовало, музею было передана коллекция старинных поясов ливов. Это собрание поясов стало ядром всей будущей коллекции, которая была собрана далее уже по всей Латвии, и по названию этой местности стала называть собранием лиелвардских поясов.

Это – тканые пояса, у мужчин шириной с ладонь, а у женщин узкие, длиной около 4 метров, оборачивают их вокруг талии несколько раз. Пояс состоит из красной шерстяной нити и белой льняной,  сплетающихся в неповторимые орнаменты от простых к сложным и состоят, как принято считать, из 14 фрагментов. Вы можете увидеть здесь вначале знак рыбы, что вплывает в реку жизни, потом идут многочисленные ромбы, коловраты, зигзаги, кресты прямые и ветвистые, медведи, волки. Древние пояса уникальны - порядок и сочетание в них орнаментов неповторимы. Сохранилось предание, что такие пояса ткали ведуны и ведуньи, и звали их “коловраты” или “прялки”, знание передавалась по наследству. И действительно, в сторобелорусском языке “коловрат” означает “прялка”. Этот литературно-письменный язык ещё называют западнорусским письменным языком, он являлся в средние века официальным письменным языком Великого Княжества Литовского. И во многих других языках “коловрат” обозначает “прялку”, например в чешском.

Ведуньи создавали такие пояса для людей особо значимых для всего рода. Например, для воинов, уходивших в дальний поход, или лоцманов, проводивших корабли викингов по Западной Двине. Последней ведуньей, знавшей тайну плетения поясов ливов была Катерина или Кача.

Для женщин плели пояса простенькие, узкие, в основном связанные с удачным зачатием и рождением детей, поскольку охрана девичества в то время не была актуальна. Женщины должны были рожать детей, которых всё равно воспитывал потом весь род. И только уже после принятия христианства распространилась легенда, что есть женские пояса с орнаментом хранящим девичество и чистоту, но к ливский поясам это не имеет отношения.

По другим устным преданиям, ведуны пояса для нужд людей не ткали, они создавали и хранили пояса, в которых содержались  сакральные тайны человечества. И здесь полет нашей фантазии может быть беспределен: от предположения, что пояс - это карта и ключ к пути, по которому человечество может возвратится на свою далёкую звёздную родину, ведь не зря же Лачлесис сын звёздной медведицы, а фото галактики Вертушки в созвездии Большой Медведицы практически совпадает с изображением коловрата. А какие у вас возникли ассоциации, глядя на эти сложные орнаменты поясов? Ну, смелее!!!

-   Я, думаю, что наше ДНК  содержит всю необходимую информацию для познания космоса, просто мы не умеем ею пользоваться, и ещё, если спираль Уотсона и Крика снять с определённого ракурса, то получится тоже изображение коловрата. Похоже, что спираль является частой пространственной формой хранения информации, а многолучевая свастика или коловрат её плоскостным изображением, - вырвалось у Милы.

-   Знаете, мы экспериментировали с поясами, в том числе складывали их по спирали, так вот есть пояса, края которых идеально совпадают, образуя фигуры, расположенные по вертикали и проявляющие свой уникальный узор. Ещё есть какие-нибудь мысли?- абсолютно не удивившись предположению Милы спросила Ириса.


Фото рушников из музея г Ветки Гомельской области Беларуси.

-   Удивительно, но совсем недавно я была практически в таком же музее, как и этот. Он находится в небольшом белорусском городке Ветка, расположенном на высоком берегу реки Сож, и создал его тоже энтузиаст и коллекционер Фёдор Григорьевич Шкляров практически в тоже время, что и Лиелвардский музей. Этот музей посвящен традициям и культуре старообрядцев, бежавших из Москвы в Речь Посполитую. Так вот, в нём есть уникальная коллекция древних рушников, которые также выполняли ритуальные функции среди старообрядцев. Эти рушники ткались только изо льна и состояли из двух нитей красной и белой, орнамент на них практически идентичен узорам поясов ливов, стилизованное изображение этого орнамента мы даже можем видеть на национальном флаге Беларуси. Причем длина рушника, как и пояса 4 метра. Рушник сопровождал человека при переходе его как бы из одного мира в другой. На рушник клали роженицу и заворачивали младенца; на рушник ступали новобрачные; рушником покрывали покойника и завязывали его на могильный крест; рушником украшали иконы. Рушник являлся, если можно так выразиться, дорогой или мостом, соединяющим несоединимое и рушащим преграды. Поэтому я думаю, что пояса ливов сродни рушникам староверов - это мосты, через которые можно путешествовать между мирами. Ведь не зря пояса были у лоцманов, прокладывавших пути лодьям викингов, и ведьмы не просто так сопровождали их в пути и умели летать. И еще есть одно интересное наблюдение - с уничтожением ведуний ливонскими рыцарями, исчезает древнее знание и могущество ливов, а также путь “из варяг в греки” смещается на запад.

-   А ведь и правда, очень многое сходится! - воскликнула Ириса. - Какой ты молодец, Артурс, что решил меня познакомить со своими друзьями. Я радуюсь каждому человеку, который может принести хоть крупицу знаний о моём исчезнувшем народе, ведь никаких достоверных письменных рунических источников нет, а только легенды и интуиция. Даже эпический богатырь Лачлесис - это ведь тоже литературный персонаж, созданный всего лишь более ста лет тому назад Андреем Пумпурсом!

-  Ты же знаешь, Ириса, что я рад любой возможности увидеться с тобою и найти что-то интересное и новое в истории нашего народа,- несколько церемонно произнёс Артур и поцеловал руку нашей очаровательной хранительнице музея.

-   Знаете, у меня есть друг он живёт в Таллине, его зовут Агрис, - обратилась ко мне Ириса, - он латыш, но имеет свой небольшой антикварный магазин в Старом Таллине и собирает всё, что связано с путями викингов, в том числе и из Балтийского моря по Западной Двине и Днепру. У него много информации по этому вопросу, и я думаю, что ваша гипотеза о том, что тканые пояса и рушники - это ключи к каким-то не всем доступным дорогам, его сильно заинтересует,- включилась сразу в дальнейшее развитие моего предположения хранительница музея.

-  Потрясающе, я как раз завтра лечу в Таллин, и с удовольствием с ним встречусь. А сейчас, извините, пожалуйста, я хочу передать вам привет от Ведэ, с которой я познакомилась на площади Ливов, и показать пояс, что сплела моя родная тётя Оля для меня, - перевела я разговор на основную цель моего приезда в музей. Открыла сумку и протянула Ирисе подаренный мне пояс.

-  Этого не может быть - это “гадючий” пояс Качи! - воскликнула Ириса и дрожащими руками поднесла пояс к самым глазам. - Так вот почему мне вчера звонила Ведэ и просила ничему не удивляться!

-   Простите, но я не понимаю, что это значит. Действительно, узор на поясе напоминает узор на теле гадюки, причем я сама видела эту змею. Она живёт в избе моей тёти на печке, а моей тёте исполнилось в этом году девяносто четыре года, и этот пояс последний пояс, что она сплела и отдала мне его со словами, что это её прощальный подарок мне - охранный гадючий пояс, который сбережёт меня от много, - начала несколько растерянно объяснять я происхождение своего пояса. - Да, что-то я совсем мало чего понимаю, а тётя моя живет под Оршей между Западной Двиной и Днепром.

-   Кача - это одна из последних ведуний ливов, которая могла летать. По преданию у нее был гадючий пояс, который она получила в дар, и он хранил её от всех опасностей. Извините, вы не могли бы разрешить Артурсу сфотографировать ваш пояс. - И пока Артурс фотографировал пояс, Ириса растерянно бормотала:

- Неужели то, что говорится в легендах правда, а может то, во что искренне веришь обязательно случается! Извините, но мне пора уходить, - несколько поспешно начала с нами прощаться Ириса. - Мне хочется подумать, собраться с мыслями, и связаться с нашим специалистом по расшифровке “языка” ливских поясов и передать ему только что сделанное фото “змеиного” пояса. Конечно, надо было бы сейчас срочно ехать к вашей тёте и попробовать уговорить её поделиться информацией, но увы, я знаю, что это бесполезно - ведуньи хранят знания, а не делятся ими, в чем и состоит парадокс. Хотя, если бы это было по другому, то и эти бы крупицы древней информации были бы давно утеряны или уничтожены. Где рунические грамоты древних прибалтийских народов с описанием их истории, обычаями, легендами о их Богах?! Нет их, единичные зарубки на камнях, всё уничтожили ливонские рыцари, а пояса, вышивки, рушники живы, потому что для всех это только безобидное искусство и красота! До свидания! Вы всегда сможете связаться со мною через Артурса, - закончила свою беседу с нами Ириса и быстро направилась к выходу из музея.

Обратный путь в Ригу был более молчаливым, то ли все устали, то ли все задумались об услышанном. И лишь минут через пятнадцать Марк начал совсем неожиданный разговор:

-  А я ведь хорошо знаю эту дорогу, и часто бывал по делам своего бизнеса в окрестностях Лиелварде на аэродроме. Во времена СССР на нем базировался Оршанский истребительный авиационный полк. Это же надо ступы сменили на самолёты, а маршрут Лиелварде-Орша остался. Да шучу я, не стучи меня по спине, Мила, всё у меня нормально с головой, а что только вам можно говорить не понятно о чём?! - рассмеялся Марк и сделал тише музыку.


Фото аэродрома НАТО в Лиелварде

-   Что-то ты мне ничего не рассказывал об этом своем бизнесе?- несколько удивленно спросила его Мила.

-   Видишь ли, в наше время здесь уже построили аэродром для НАТО, и моя компания участвовала в его реконструкции,- начал объяснять нам всем Марк.

-   Страх, страх маленькой страны и народа перед огромным и сильным соседом, этот страх был всегда у латышей перед русскими и перед немцами, - неожиданно вслух произнёс Артурс.

-   Я помню, мне отец рассказывал, как перед войной русских боялись намного больше, чем немцев. Даже рижские евреи, которым говорили “уходите с русскими войсками, немцы убивают евреев”, не хотели эвакуироваться и отвечали: ”За что нас убивать? Немцы - наши братья, мы общаемся на одном языке, мы веками жили и торговали вместе, мы учились в Германии, у нас много смешанных браков!” - продолжил разговор Марк.

-   Да, я то же думал о страхе перед русскими. Внешняя политика Латвии, возможно, и выросла из этого векового страха, как впрочем и этом аэродром НАТО в Лиелварде,- медленно подитожил Артурс, и мы все опять погрузились в молчание и созерцание просыпающейся весенней латвийской природы.

Меньше, чем через час, мы добрались до моей гостиницы, где я попрощалась со своими гостеприимными рижскими друзьями, дав им обещание вернуться в следующем году, а не через двадцать лет. Завтра меня ждал опять аэропорт и перелёт в Таллин.

Tags: ПУТЕШЕСТВИЕ ВНУТРИ СЕБЯ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • А ПОМИДОРЫ ВСЁ-ТАКИ НАСТОЯЩИЕ ЯГОДЫ!

    В этом году помидоры высаживали в грунт очень поздно: в конце мая- начале июня. Холодная весна 17-го сковывала землю, и не пускала огородную…

  • ЯБЛОКИ

    Жаркие летние вечера сменились приятной вечерней прохладой августа. Можно выйти на веранду, полюбоваться на закат и выпить рюмочку кальвадоса.…

  • КАРТИНКА 16. АНТИКВАРНАЯ ЛАВКА "СТАРЫЙ ТОМАС" ( НАЧАЛО)

    Таллин. Вышгород. Толкнув совсем неприметную дверь, скорее предназначенную для того, чтобы туристы проходили мимо неё, чем входили вовнутрь,…

  • КОГО МОЖНО УВИДЕТЬ ИЗ ОКНА АВТОМОБИЛЯ!

    Если часто ездить в автомобиле по дорогам мира, то можно увидеть много чего интересного. Например: УТРЕННИЙ СЕКС ДВУХ ЛАМ УМЫВАЮЩИхСЯ…

  • Блинчики Сюзэт или жаль Францию, которую мы потеряли!

    По-французски это блюдо звучит креп Сюзэтт. Ещё двадцать лет тому назад эти блинчики готовил при вас официант, или по-другому креп Сюзэтт…

  • ЧУДО.

    СОСНА. БОНСАЙ. ВОЗРАСТ 400 - 600 ЛЕТ. Чикагский ботанический сад. 400 - 600 лет, может ли человеческмй разум осознать, что имеет счастье…

  • ГРУСТНЫЙ ТЕЛЕВИЗОР. ИЗ ЦИКЛА КОРОТКИХ РАССКАЗОВ "БУСИНКИ БЫТИЯ"

    Грустный телевизор Ромка, кареглазый, любознательный мальчуган, лет десяти, сидел у окна и что-то снимал на свой телефон. - Что ты там…

  • ЧАСЫ ТОТА. РАССКАЗ.

    Африканская улитка ахатина по имени Ракель Ромка проводил эти выходные у бабушки Сони, игрушки надоели, коты Сёмка и Симка спали каждый…

  • МАГИЯ РАСТЕНИЙ

    "Опять много работы, надо думать, принимать решения, писать многочисленные деловые бумаги, но в голову приходят мысли какие-то обрывчатые…

promo sofia_agacher november 9, 13:41 45
Buy for 50 tokens
В 9 ( сентябрьском), 10 ( октябрьском), 11( ноябрьском), 12 (декабрьском) 2016 года и в 1 (январском) журналах " Юность " напечатаны мои первые шесть рассказов: " Будущее в прошедшем", " Гиблое место", " Зависть Богов" и " Сердечко с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 110 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →