Открытка с видом Болотного острова со стороны Москва-реки
Василий Всеволодович сидел в кресле у письменного стола, на котором были разложены рисунки старинных храмовых крестов. Будучи архитектором-реставратором, работал по старинке с бумагой, рисовал карандашом. В компьютере изображения получались штампованные, усредненные, слишком правильные, чтобы быть настоящими, живыми. Нет в природе абсолютно прямых линий, углов, одинаковых орнаментов, каждое творение старых мастеров - уникально.
Все окружности креста разные, а компьютер исправляет, вгоняет в систему. Клонирование зданий, улиц с ним происходит легко, просто, надежно, быстро. Куда спешат люди, зачем спешат. Конвейер и компьютер удешевили все. Главное - прирост капитала, вот и растут цифры на виртуальных банковских счетах, а параллельно с ними растут мусорные свалки старых автомобилей, техники. Возникли целые мусорные города. Одноразовые люди, одноразовые дома, одноразовая жизнь.
А жизнь то вечная. Руками человек должен работать, головой, душой. Каждый раз заново, в муках, создавая свое творение. Вот и рисовал Василий Всеволодович карандашом, пытаясь сохранить и передать мысли, эмоции и душу старых мастеров.
Заказчики с ним работать не любили. Слишком долго, дорого, много раз все приходилось переделывать. Так называемая " реставрация" или "воссоздание исторического облика" процветала в стране. Сжечь, разрушить старинное здание, а потом построить другое из плохого сырого бетона с пластиковыми окнами и лепниной, и продать за большие деньги. Как будто огромное ненасытное чудовище поселилось в Москве, стальными челюстями экскаваторов пожирающее все, что оставили нам предки, и выбрасывающее взамен съеденного одноразовые пластиковые штамповки.
Но все таки некоторые уникальные заказы попадали к Василию Всеволодовичу в руки. Так произошло и с крестом для Храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. То ли потому, что отец его, известный историк и реставратор, много сделал для сохранения этого храма в тридцатые годы, то ли потому, что всех женщин в роду звали Софьями, но настоятель храма пришел именно к нему и попросил, чтобы эскизы и рабочие чертежи креста для церковной колокольни делал он.
Документов по храму было мало, старинных рисунков, чертежей и того меньше, фотографии - любительские, выцветшие, креста почти не видно. Много реставратор прочитал о Болотном острове, что напротив Кремля, где стоял храм. Нашел старые записи отца, которые тот сделал, выполняя личное поручение Председателя Совнаркома тов. Рыкова " О возможности строительства жилого комплекса для семей высшего руководства СССР вблизи Кремля, на Болотном острове".
Старое фото жилого дома на Болотном острове в Москве
В своем дневнике отец Василия Всеволодовича писал:
" Чем больше изучаю вопрос возможности строительства жилого комплекса на Болотном острове, тем больше убеждаюсь, что строить на нем большие жилые здания нельзя. Не только ввиду особых технических сложностей в строительстве фундаментов на заболоченной местности, но из-за страшной истории этого места, где заканчивается сама человеческая жизнь. Место - это гиблое для человека. На болоте все заканчивается и гниет. Любое новое дело , начатое с такой энергией, обречено на неудачу. Здесь веками сжигали колдунов, четвертовали государственных преступников, здесь были казнены Степан Разин и Емельян Пугачев. Места для казней таких людей выбирали особые, чтобы даже могил не оставалось.
Казнь Степана Разина. Картина С. Кириллова. Обратите внимание, в качестве места казни показана Красная площадь, как и на всех подобных картинах.
Казнь Емельяна Пугачева. "Прости народ православный'. Картина Виктора Моторина. Обратите внимание, в качестве места казни показана опять Красная площадь.
Как магнитом тянул к себе остров людей, одаренных от природы большой энергией и силой, и забирал все без остатка: власть, славу, разум, деньги, здоровье, жизнь. Кто разорялся, кто заболевал, кто в тюрьму попадал, кто голову терял, кто в монастырь навеки уходил. Не дружит этот остров с миром тварным.
Открытка с видом Болотного острова со стороны Болотной плошади и Обводного канала
Journal information