Sofia Agacher (sofia_agacher) wrote,
Sofia Agacher
sofia_agacher

МИФЫ ОБ ИНКАХ. МИФ ПЕРВЫЙ - ЗАЧЕМ ИНКАМ КОЛЕСО.


Куско, жительница одного из селений кечуа.

О культуре, времени и империи инков написано много и мало, для того чтобы понять некоторые предположения историков, писателей и просто странствующих фантазеров, надо прежде всего побывать в Перу. Посмотреть вокруг, пообщаться с потомками древней цивилизации, послушать землю и горы. Лично меня почему-то поразило утверждение европейских историков о том, что инки не знали колеса. Строили потрясающие дороги, крепости, храмы, управляли огромными территориями, а колеса не знали."Туземцы, что с них взять даже колеса не знали!" - так и сквозит в этом превосходство испанских завоевателей. Приехав в Перу, я постаралась разобраться зачем инкам колесо!

[Spoiler (click to open)]


 

Куско, центральная площадь, памятник Сапа-Инка.

Почти 400 лет на пространстве от Эквадора до Аргентины господствовала могучая империя Инков. Индейцы кечуа, инками их назвали уже испанцы, были горным народом и правящим классом на завоёванных ими территориях. Столица империи находилась в Андах на плато высотой три с половиной тысячи метров и гордо именовалась Куско, что на языке кечуа означает “пуп земли”. Сейчас Куско  расположен в современном Перу, считающим себя не только культурным, но и территориальным наследником империи инков. Хотя перуанцами жителей этого государства называют только иностранцы. Местный житель назовёт себя креолом, если он потомок европейских переселенцев, или кечуа, или аймара, или представится именем какого либо иного индейского племени. Такой ответ - это тоже отклик тех далёких времён, поскольку многочисленные племена, завоеванные инками постоянно враждовали между собой.


Как и тысячу лет назад по дорогам-тропам инков идут люди с грузами.

 
   От центра древнего государства инков расходились дороги, протяжённость которых во времена его расцвета составляла почти 100 тысяч километров. Только представьте себе в горах с высотой перевалов до 4 000 метров дороги!  Кечуа утверждают, что до сих пор существует около 20 тысяч километров троп, построенных ещё при инках, связывающих не только их горные селения, но и Боливию, Чили и Эквадор.




Вот так выглядели самые значительные дороги в империи Инков, по таким дорогам передвигался на носилках сам император или Сапа-Инка.

    Дороги  жёстко связывали империю в единое целое. Почти каждые 40 километров или на расстоянии дневного перехода человека находились постоялые дворы и почты. Почта доставлялась во все уголки империи специальными бегунами или часки. Часки доставляли из Куско в провинции указы Сапа-Инки или императора, а из провинции информацию о количестве урожая, населении, собранных налогах в виде специального “узелкового письма” или кипу.




Фото кипу сделано в археологическом музее в Лимо. Кипу применялись исключительно как цифровые отчеты. Отчетностью и статистикой в империи занимались исключительно инки, подчиненные напрямую императору.

 Специальные крепости, находящиеся на господствующих над местностью плато, контролировали не только дороги, но и территории, населённые не всегда лояльными к метрополии подданными. Гарнизоны этих крепостей численностью, как правило до 200 воинов, очень быстро могли достигнуть и погасить очаг недовольства. В 15 веке армия в империи инков при населении в 15 млн человек составляла около 100 тысяч воинов, вооружённых копьями и пращами, которыми они виртуозно владели.




Крепость инков в Священной долине в 20 км от Куско.

    Каждое селение обязано было ремонтировать и содержать в порядке свой участок дороги, за этим смотрели специальные администраторы из кечуа. За плохое содержание дорог провинившимся полагалось суровое наказание вплоть до смерти.  На строительство дорог все покорённые инками народы обязаны были выделять людей. Это были общественные работы. К общественным работам относились : строительство дорог, террас, оросительных систем, крепостей, дворцов и храмов инков, обслуживание постоялых дворов и почты, перенос грузов, служба и тренировки в армии.

   


А что слабо по таким горам на колеснице, как римляне или греки?

    В сейсмической зоне при постоянном смещении пластов земли, все склоны представляли собой естественные террасы. Индейцы не употребляли колесо при транспортировке по своим дорогам не потому что не знали его, а просто за неудобством его использования для передвижения по горным дорогам, построенным также, как и природные склоны, в виде террас. Инки были прекрасными строителями и пользовались блоками и брёвнами при перемещении грузов. Кроме того у них не было тяглового скота, ведь у лам и альпака очень слабые хребты. По горным дорогам, построенным в виде террас, легче и быстрее всего перемещались люди. Небольшого роста, необычайно сильные и выносливые они переносили грузы до 40 килограмм. Поэтому утверждение большинства европейских справочников о том, что инки не знали колеса, весьма не корректно.


Террасы, построенные ещё инками.

Хотя есть и более красивая легенда, почему инки не использовали величайшее изобретение человечества - колесо. Круг - это основной божественный символ империи инков, поскольку они поклонялись солнцу, а колесо - это круг, а значит символ солнца. Ничто не  могло лежать на солнце и быть выше его.

Tags: Инки, Куско, мои путешествия
Subscribe
promo sofia_agacher november 9, 2016 13:41 48
Buy for 50 tokens
В 9 ( сентябрьском), 10 ( октябрьском), 11( ноябрьском), 12 (декабрьском) 2016 года и в 1 (январском) журналах " Юность " напечатаны мои первые шесть рассказов: " Будущее в прошедшем", " Гиблое место", " Зависть Богов" и " Сердечко с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments